Под редакцией
Г.А. Вайзер, Е.Е.
Вахромова - 2006
В сборнике
представлены материалы, отражающие содержание докладов и сообщений на
XI
симпозиуме по
проблемам смысла жизни и акме, проведенном в Психологическом
институте
РАО. Авторы
представляют результаты теоретических, экспериментальных и
ориентированных на
практическое применение исследований по проблемам смысла жизни
и
акме, предлагают
отвечающие современному этапу развития общества концептуальные
направления и
значимые для практики методы решения проблем профессионального
и
личностного развития
человека.
Сборник предназначен
для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся
проблемами философии,
аксиологии, психологии, педагогики и акмеологии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие …………………………………………………...........................…….….…..9
Раздел 1. Современные проблемы смысла жизни и
акме
1.
Чудновский В.Э.( Москва)
Проблема
монолитного смысла жизни ……………….........…………………..………. 11
2.
Чудновский В.Э.(Москва)
Смысл
жизни, акме и профессиональное становление педагога …………...……12
3.
Бодалев А.А. (Москва)
Учиться
властвовать собой …………………………..............…………………..…….….. 14
4.
Меренков В.И. (Москва)
Детерминация судьбы человека его смыслом жизни
в
современной ситуации ……………………………................………………………...….
20
5.
Карданова М.В. (Москва)
Смысл
жизни как осознанная добродетель: античная версия ……………....……22
6.
Рюмшина Л.И. (Ростов-на Дону)
Смысл
жизни как онтологическая проблема …………………………………......…...
24
7.
Осин Е.Н. (Москва)
Общество, отчуждение и смысл жизни ………………………………......……….....…. 26
8.
Смульсон М.Л. (Москва)
Смысл
жизни в структуре ментальной модели мира ………….………….....……… 28
9.
Лишин О.В. (Москва)
Личностное здоровье человека социума в
социально-психологическом контексте современного мира …………....………. 29
10.
ВолковаН.В., Кисельников А.А. (Москва)
Кризис
смысла в современном обществе и психоз:
на
примере параллелей из русской классики ………………………..……………. ......31
11.
Данина М.М.
(Москва)
Научное
общество как институт смыслообразования ………………………......…. 34
12.
Вахромов Е.Е. (Москва)
Новые
вызовы и стратегия их преодоления ……………………….........………. .....36
13.
Катаева Л.И. (Москва)
Структура способности к межкультурной
коммуникации
в
контексте движения личности к акме ……………………………….....………... ......39
14.
Акопов Г.В. Быкова Н.Л. (Самара)
Процессуальный подход к исследованию
смысложизненных ориентаций ……………………………………..........…………........
41
15.
Дитюк П.П. (Киев, Украина)
О
возможностях обретения смысла ………………………………........………......……
44
16.
Дидковский С.В.(Киев, Украина)
Технология реконструкции смысла жизни ………………….......…………….......….
46
17.
Николаева И.А. (Курган)
Смысл
жизни как системная целостность ценностных отношений и
его
операционализация …………………………………………...........……………..........
47
18.
Минигалиева М.Р. Наро-Фоминск, Московская
область)
Смысложизненные ориентации личности: от себя, против
себя
и для
себя …………………………………………………………….................………........… 49
19.
Дьяконов Г.В. (Кировоград, Украина)
Диалогическая концепция и методика
психологического
исследования надежды ………………………………………...........…………….........…..
52
Раздел 2. Смысложизненные и акмеологические
проблемы
профессиональной деятельности
1.
Митина Л.М. (Москва)
Поиск
смысла жизни в многомерном пространстве-
времени
педагогического труда ………………………....…………………..........……… 55
2.
Полозова Т.А. (Москва)
Человеку
будущего - достойное образование …………………………............…… 57
3.
Уколова Е.М. (Москва)
Проблемы
образования будущих врачей: актуализация
ноэтического измерения как пространства смыслов …………….…........……….. 61
4.
Васильев А.В. (Москва)
О
феномене интеграции в науке и образовании ………………….………........…….63
5.
Вахромов Е.Е. (Москва)
Концепция самоактуализации в решении задач
ФЦПРО на
2006-10г.г. …… ........................................................................65
6.
Соловьева Н.В. (Москва)
Включение средового подхода в методологический
аппарат
психолого-педагогических исследований ………………………...………........….…. 68
7.
Зотова С.Л. (Москва)
О модели
организации образовательного процесса как
развивающейся системы ……………………………………………………..................….. 70
8.
Беспалов И.А. (Москва)
Проблемы
духовности и смысла жизни в личностном
и
профессиональном развитии руководителя государственной
службы
РФ… ............................................................................................72
9.
Беляева Е.В. (Самара)
Социальный интеллект и смысложизненные ориентации
руководителя ……....................................................................................
74
10.
Раскова Л.Ф. (Москва)
Сущность
и роль управленческой команды ………………………………..........……. 77
11.
Мельничук А.С. (Москва)
Психологические особенности управленцев с высокой
субъективной значительностью смысложизненного
аспекта
профессиональной переподготовки ………………………………………...........……... 78
12.
Коротаева М.В. (Москва)
О
кадровом решении при выборе кандидата для работы
за
рубеж..........................................................................
………..........….. 80
13.
Горская Г.А. (Кировоград, Украина)
Акмеологический подход в подготовке практических психологов …...……… 82
14.
Лельчинский И.Д., Бердникова Е.А. (Тверь)
Акмеологический смысл деятельности менеджера образования ………....…… 84
15.
Михайлова Е.В. (Москва)
Истоки,
источники и подводные течения социальной успешности ……..……. 85
16.
Токарева Е.В. (Москва)
Конкурентоспособность как возможность развития личности в
новых
социально-экономических условиях ………………………………………….............… 88
Раздел 3. Смысл жизни, акме и возраст
человека
1.
Вайзер Г.А. (Москва)
Школьники о взаимосвязи смысла жизни человека и его акме ……...…………. 89
2.
Боброва Л.С., Быкова Н.Л., Торопова А.М.
(Самара)
Смысложизненные и ценностные ориентации подростков с
низким
экономическим статусом ……………………………………………………….................… 91
3.
Лозоцева В.Н. (Москва)
Анализ
психологической структуры деятельности как условие
постижения подростками жизненных смыслов ……………………….........………… 93
4.
Кулешова Е.Н. (Владимир)
Саморегуляция подростками учебной деятельности с
позиции
представлений о ближайшем и отдаленном будущем …………………....………… 95
5.
Уткина И.М. (Люберцы, Московская область)
Возможности достижения застенчивым подростком 10-12
лет
микроакме в процессе межличностного общения ………………………….....…….. 97
6.
Быкова Н.Л., Искандерян Р.Г., ХамматоваР.С.
(Самара)
Этническая специфика смысложизненных ориентаций
старших
подростков …..............................................................................
98
7.
Жукова И.Г. (Москва)
Направленность личности как фундамент становления
смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте …………………………. ..100
8.
Бирюкова Т.А. (Волгоград)
Смысложизненные ориентации в юношеском возрасте:
возможности
диагностики и формирования …………………………………………………..........…… 103
9.
Бибичкова-Павлова И.М. (Москва)
Взаимоотношение тревожности и поиска смысла жизни у одаренных
………104
10.
Баграмянц М.Л. (Москва)
Развитие
одаренности в контексте психологических проблем
смысла жизни ….....................................................................................
106
11.
Мамчур И.В. (Кировоград, Украина)
Самопознание как аспект смысла жизни в юношеском возрасте
…………….. 108
12.
Голышева З.В. (Москва)
Особенности смысложизненных ориентаций у учителей и учащихся ………
109
13.
Шульга Т.И. (Москва)
Карьера
детей-сирот и смысл жизни ………………………………………………........
111
14.
Акопов Г.В., Быкова Н.Л. (Самара)
Смысложизненные ориентации как психологическая
характеристика
различных социальных групп …………………………………………………................ 113
15.
Мартынова Е.В. ( Москва)
Изучение
понимания феномена смысла жизни студенческой молодежью
и его
содержательная характеристика …………………………………….......………. 116
16.
Петранюк А.И. (Иваново-Франковск, Украина)
Психологические аспекты смысложизненных поисков
студенческой молодежи ……………………………………………………………............. 119
17.
Малюгин Д.В. (Москва)
Исследование смысловой насыщенности ценностей ……………………………. ...121
18.
Завгородняя Е.В. (Киев, Украина)
Особенности ценностных ориентаций художественно одаренных лиц ……
123
19.
Кореляков Ю.А. (Москва)
Динамика
смысловых отношений личности в процессе развития
профессиональной направленности ………………………………….........…………… 125
20.
Черкасова О.Д. (Москва)
Смысл
жизни, динамика самоотношения и психологическая
готовность
студентов к обучению в ВУЗе ………………………………………............……………. 127
21.
Серегина А.А. (Москва)
Влияние
уровня выраженности инфантилизма молодых безработных
на их
ценностные ориентации и смысл жизни ………………………......………….. 129
22.
Акопов Г.В., Емельянова И.А. (Самара)
Смысложизненные ориентации студенток, посещающих ночные клубы .... 130
23.
Сердакова К.Г. (Москва)
Смысложизненные ориентации людей позднего возраста ……………..………. 132
24.
Волынская Л.Б.
(Москва)
О смысле
жизни в преклонном возрасте ………………………………….........…….
134
25.
Минигалиева М.Р. (Наро-Фоминск, Московская
область)
Смыслы
жизни и самооценка пожилых людей ………………………….......………
136
26.
Румянцева И.М. (Москва)
К
вершинам акме – «поздняя зрелость»: овладение иноязычной
речью
пожилыми людьми …………………………………………………….............……
140
27.
Быкова Н.Л., Искандерян Р.Г., Чернышова Л.Ю.
(Самара)
Смысложизненные ориентации людей, не состоящих в браке …………………
140
28.
Емилова Г.А. (Москва)
Опыт
экспериментального исследования ценностно-смыслового
отношения супругов к семейной жизни …………………….........…………………… 142
Раздел 4. Смысл жизни и акме: проблемы психотерапии
и
социореабилитации
1.
Пашукова Т.И. (Москва)
Переосмысление жизни в период перехода к духовному
развитию
личности … .............................................................................144
2.
Карпова Н.Л. (Москва), Кругликова
Л.Ю.(Таганрог)
Личностный рост как условие формирования смысла жизни и акме ….……. 147
3.
Зимелева З.А., Виноградова Е.Л. (Москва)
Обретение смысла и развитие стрессоустойчивости …………………………….... 149
4.
Русина Н.А. (Ярославль)
Болезнь,
смысл жизни и акме ……………………………………………………...........…
151
5.
Фролова Н.А. (Орел)
Суицидальный риск как социальная предпосылка утраты смысла жизни …
153
Раздел 5. Литературоведческие и культуроведческие аспекты
смысла
жизни и акме
1.
Киселев А.Л. (Москва)
Пушкин в
пространстве русской литературы …………………………….........…… 155
2.
Валько О.А. (Клин, Московская область)
Смысл
жизни Аркадия Гайдара и его литературное наследие …………………
157
3.
Саркисян К.Б. (Самара)
Что
делать нам с «бессмертными» стихами? …………………………….......……… 158
4.
Гераскин Г.В. (Москва)
Об
осмыслении восприятия красоты ……………………………………..........………. 161
5.
Кушнаренко-Суртаева В.Г. (Горно-Алтайск)
Призвание человека и его ответственность перед жизнью ……………………..
163
Уважаемые читатели!
Ваши
отзывы о предлагаемом сборнике, а также собственные размышления
о
поднятых
в нем проблемах, мы с благодарностью готовы услышать на
наших
симпозиумах, которые проводятся в Психологическом институте
РАО.
Наш
адрес:
103009,
Москва, ул. Моховая, 9 «В», Психологический институт
РАО,
в
оргкомитет симпозиума «Смысл жизни и акме»
Редколлегия
СКАЧАТЬ
|